Цифровая образовательная среда «ЦОС»
Цель Федерального проекта «Цифровая образовательная среда»:
создание к 2024 году цифровой образовательной среды (ЦОС) для обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и на всех уровнях, а также подключение всех образовательных организаций к высокоскоростному Интернету, внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс. При этом об отмене традиционной классно – урочной системы речь не идёт – отказываться от неё не планируется.
Цифровая образовательная среда в школе - что это такое?
ЦОС – это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Под Цифровой образовательной средой понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса – учеников, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно – коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Организационные принципы построения ЦОС:
-
Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
-
Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
-
Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
-
Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
-
Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
-
Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
-
Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.
Цели ЦОС:
Для ученика:
-
расширение возможностей построения образовательной траектории;
-
доступ к самым современным образовательным ресурсам;
-
растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
-
расширение образовательных возможностей для ребенка;
-
снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
-
повышение прозрачности образовательного процесса;
-
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя:
-
снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
-
снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
-
повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
-
формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
-
формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
-
формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
-
облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы:
-
повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
-
расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
-
снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
-
расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для региона:
-
автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
-
оптимизация коммуникации со всеми участниками;
-
оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
-
повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
-
возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
-
сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.
Для государства:
-
рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
-
снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
-
повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
-
повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
-
повышение прозрачности образовательного процесса;
-
оперативность мониторинга за результатами.
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Распоряжение Минпросвещения России от 14.01.2021 N Р-15 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
Нормативно-правовые документы регионального уровня
1. Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории Саратовской области».
2. Распоряжение Правительства Саратовской области от 2.07.2019 «О внедрения целевой модели образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Саратовской области».
3. Распоряжение Правительства Саратовской области от 20.02.2021 № 41-Пр «Об обновлении материально-технической базы в целях внедрения целевой модели образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Саратовской области на 2021–2023 годы».
4. Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда»
5. Методические рекомендации
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Приказ управления образования администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 01 октября 2021г. №197 «О назначении ответственных лиц по исполнению мероприятий регионального проекта «Цифровая образовательная среда», принятого в целях реализации федерального проекта национального проекта «Образование»
Приказ управления образования администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2021г. №357 «О реализации мероприятий по исполнению мероприятий регионального проекта «Цифровая образовательная среда», принятого в целях реализации федерального проекта национального проекта «Образование»
Нормативно-правовые документы уровня образовательного учреждения
Приказ №327 от 30.12.2021 г. "О реализации мероприятий в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда», принятого в целях реализации федерального проекта национального проекта «Образование»
Дорожная карта
|